В Баку 14 сентября был подписан 32-летний контракт на разработку ключевого блока месторождений Азербайджана – «Азери»-«Чираг»-«Гюнешли» (АЧГ).
Он стал логическим продолжением прежнего контракта по АЧГ – «Контракта века», заключенного 20 сентября 1994 года.
Реализация нового соглашения, нацеленного на извлечение как минимум 500 млн тонн нефти, оценена в 40 млрд долларов. Подобные контракты привлекают внимание компаний и прессы со всего мира и заслуживают детальных комментариев экспертов.
За разъяснениями 1news.az обратился к руководителю азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхаму Шабану.
— Почему именно сейчас, в период падения мировых цен на нефть, был подписан контракт о фактическом продлении жизни блоку месторождений АЧГ?
— Переговоры между SOCAR и партнерами по проекту АЧГ о дальнейшей судьбе разработки гигантских месторождений Каспия были начаты в тот период, когда цены на нефть были очень высокими, за $110 за баррель. Однако падение цен на нефть на мировых рынках активизировало переговорный процесс, а не замедлило. В результате после многолетних переговоров Азербайджан в лице SOCAR своевременно заключил новое соглашение о добыче оставшихся запасов нефти с АЧГ.
Дело в том, что ждать уже было нельзя. Добыча нефти на этом ключевом блоке Азербайджана (около 80% добычи нефти в стране приходится на долю АЧГ) в последние годы падает. В этом году снижение добычи может составить более чем 2,5 млн тонн (по итогам года добыча с АЧГ может составить лишь более 28 млн тонн). Если бы партнеры по АЧГ продолжали и дальше работать по условиям прежнего контракта, то это было бы чревато кризисным падением добычи. Новый же контракт позволит стабилизировать производство нефти в Азербайджане. Это связано с тем, что компании, получив в новом контракте от азербайджанской стороны довольно длительный период для разработки, уже без особых рисков могут вкладывать крупные инвестиции в проект.
— Кстати, а почему срок контракта до 2050 года, то есть на 32 года? До сих пор в стране на такой срок ни разу не был заключен ни один контракт.
— Хороший вопрос. Срок контракта сторонами определен на основе анализа различных параметров контракта. Например, объемы остаточных извлекаемых запасов, которые на сегодняшний день оценены 3,6 млрд баррелей или почти 500 млн тонн. Было подсчитано, что для извлечения этих запасов с оптимальной коммерческой рентабельностью компаниям достаточно вести работу на контрактной площади до конца 2049 года.
— А можно ли говорить о том, что условия нового соглашения для Азербайджана лучше, чем условия прежнего?
— Начнем с названия контракта. В английском варианте он идет так: PSA Contract ACG Amended and Restated, то есть скорректированное и заново составленное Соглашение PSA по АЧГ. То есть в новом контракте имеется ряд условий, которые отличаются от первого. В частности, можно назвать следующие:
— «Дочка» SOCAR — компания «SOCAR AzACG» будет принимать участие в качестве подрядчика в реализации контракта (ранее этого не было)
— огромное увеличение суммы бонусов ($3,6 млрд, 8-ю траншами)
— крупные подряды и субподрядные работы не будут, как раньше, проходить мимо азербайджанских компаний
— доля SOCAR увеличивается с 11,6 процента до 25 процентов.
Хочу отметить, что первый контракт по АЧГ включал в себя все возможные риски, подписывался вскоре после распада СССР, установления хрупкого перемирия с Арменией, и в период, когда финансовое состояние страны было плачевным. Сейчас Азербайджан окреп и уже нет тех многочисленных рисков (или они доведены до минимума), которые раньше так страшили иностранных партнеров SOCAR.
Снижение добычи нефти на АЧГ с пиковых показателей (40,6 млн т в 2010 году) уже не будет сильно бить по карману SOCAR хотя бы потому, что она увеличила свою долю в контракте по АЧГ с 11,6% до 25% и сможет больше зарабатывать от реализации этого проекта, от чего Азербайджан только выиграет.
В первом контракте по АЧГ интересы Азербайджана были сосредоточены только на том, чтобы быстрее окупить вложенные в проект инвестиции и получить максимум прибыли от продажи нефти (доходы аккумулируются в Государственном нефтяном фонде Азербайджана). Этого удалось добиться благодаря массированному освоению АЧГ и использованию ситуации высоких мировых цен на нефть.
Сейчас же приоритеты изменились и ориентированы на то, чтобы подольше держать средний уровень добычи нефти в объеме 24-25 млн тонн в год, начиная с 2020 года.
— А в период нового контракта себестоимость нефти будет расти?
— Конечно. Ведь пиковый период добычи на контрактной площади был зафиксирован в третьем квартале 2010 года на уровне 835 тыс. баррелей в сутки. В настоящее время же объемы добычи снизились до менее чем 580 тыс. баррелей в сутки. За 20 лет добычи в рамках первого контракта с АЧГ было добыто в среднем ежегодно около 22 млн тонн сырья. При этом капитальные расходы в проект составили $33 млрд. А операционные расходы чуть более $10 млрд. А в течение последующих 32 лет с контрактной площади планируется в среднем добыть ежегодно 15,62 млн тонн нефти. То есть при росте общих объемов добычи нефти будет наблюдаться снижение среднегодовых объемов добычи примерно на 30%. В период нового контракта капитальные расходы консорциума прогнозированы на уровне $40 млрд. Если учесть, что месторождения АЧГ уже постепенно начнут стареть, то естественно, что операционные расходы будут примерно в два раза выше, чем в период первого контракта. Однако не стоит от этого расстраиваться.
— Почему?
— Доходов все равно будет больше.
— Каким образом?
— Когда в 1994 году ВР и партнеры подписали контракт по АЧГ, то самую верхнюю ценовую планку дохода прогнозировали на уровне $60 за баррель. В итоге, по моим собственным подсчетам, в период с 1998 года до первой половины 2017 года среднеэкспортная цена с АЧГ составила $70,06 за баррель. В новом контракте же средняя цена предусмотрена на уровне $75 за баррель. Я полагаю, что такая цена возможна в период 2020-2025 годы. Затем цены будут расти. Если расчет вести на базе этой цены, то общие доходы от реализации 3,6 млрд баррелей нефти дадут $270 млрд. Даже если мы вычтем из этой суммы общие расходы — $60 млрд, а также расходы на транспортировку ($25 млрд), то в Нефтяной фонд поступит почти $140 млрд от прибыльной нефти. Напомню, что за период действия первого контракта же с АЧГ государство в качестве прибыли заработало более $125 млрд.
Если же предположить, что средняя цена нефти будет $90 за баррель или же благодаря применениям новейших технологий извлекаемость нефти с АЧГ удастся повысить на 100-150 млн тонн, то естественно чистая прибыль государства увеличится до $200 млрд.
Считаю, что команда SOCAR, которая готовила новый контракт по АЧГ, поработала отлично, и Азербайджан получит реальные выгоды от его реализации.
— Вы говорите об отсутствии больших рисков, но почему же тогда так велик объем оцениваемых в новый контракт инвестиций — порядка $40 млрд?
— Давайте разберемся. SOCAR и ВР в своем совместном пресс-релизе, посвященном подписанию нового контракта, сообщили, что достигнуто взаимопонимание о проведении инженерно-проектных работ об оценке дополнительно одной добывающей платформы на контрактной площади АЧГ.
Это означает, что для стабилизации добычи на контрактной площади стороны планируют строить одну добывающую платформу. Обычно стоимость добывающих платформ около $5 млрд. Еще есть расходы на бурение скважин и сопутствующую инфраструктуру. Также учитываются предстоящие ремонтные работы разного рода и модернизация в будущем всех платформ, как добывающих, так и технических, а их уже немало: шесть добывающих и две технических.
Вообще нефтяная индустрия является капиталоемким сектором экономики. И это понятно, много расходов и хорошие доходы. Если мы взглянем на капитальные расходы за последние три года по АЧГ, то увидим, что не строя особо крупных объектов, они, тем не менее, были огромными: 2014 год — $2,3 млрд, 2015 год — $1,9 млрд, 2016 год — $1,45 млрд. Эти расходы в основном направлялись на бурение скважин. При падении добычи же объем бурения новых скважин с каждым годом увеличивается, как технических, так и эксплуатационных. Исходя из этого, если предположить, что ежегодно на капитальные расходы будет направлен $1 млрд инвестиций, то с учетом строительства добывающей платформы и подводной инфраструктуры озвученная сумма инвестиций даже мала.
Стоит подчеркнуть, что Азербайджан, подписавший до 14 сентября 34 международных соглашения по типу PSA, создал прецедент и 14 сентября впервые переоформил действовавшее с иностранными партнерами соглашение. SOCAR удалось найти компромисс и убедить 8 иностранных компаний «играть» по новым правилам.
Ранее же иностранные партнеры SOCAR по АЧГ не соглашались на это, считая, что лучше продолжать старый «Контракт века», увеличив дивиденды азербайджанской стороне. Согласие всех сторон — залог успешной реализации любого долгосрочного соглашения, в том числе и нового «Контракта века».
Блок месторождений Азери-Чираг-глубоководье Гюнешли по международным расчетам можно назвать «мега-месторождением», причем с нефтью высокого качества. В мире мало таких аналогов.
Работа на АЧГ, ведущаяся уже 24 года, позволила очень хорошо его изучить, а значит, риски для компаний-участниц проекта, минимальны. Проект осуществит консорциум, представленный BP — 30,37%, AzACG (SOCAR) — 25%, Chevron — 9,57%, Inpex — 9,31%, Statoil — 7,27%, ExxonMobil — 6,79%, TPAO — 5,73%, Itochu — 3,65% и ONGC Videsh Limited (OVL) — 2,31%.
Начало действий по новому контракту АЧГ придаст новый импульс развитию нефтегазовой промышленности Азербайджана, которая является локомотивом всей экономики. После юридического вступления в силу контракта Азербайджан получит первый транш бонуса в размере $450 млн. Затем в 2018 году с началом реализации проекта также будет получен бонус такого же размера. В 2018 году будет принято решение о концепции будущей добывающей платформы, а возможно, и о технической платформе. Затем начнутся строительные работы. При строительстве этих грандиозных сооружений к работам будут привлечены до 10 тыс. человек, причем не менее 90% — граждане Азербайджана. А это означает новые рабочие места, новые возможности. А сколько местных подрядных и субподрядных компаний смогут воспользоваться плодами этого контракта! Масштаб действительно огромен.
Хочется отметить, что с 1994 года авторитет SOCAR возрос, в Госкомпании в настоящее время работают специалисты, имеющие международные сертификаты. Местные компании также способны выполнять субподрядные работы согласно европейским нормативам.
Валютные резервы страны превышают $40 млрд, политическая ситуация стабильна, экономика, хотя пока во многом и зависимая от нефти, движется в направлении диверсификации, развития инфраструктуры.
Азербайджан имеет влияние в регионе и увеличивает свой бизнес в соседних странах, особенно в Турции и Грузии. SOCAR активна в операциях по продаже нефти и газа третьих стран, благодаря работе своего торгового дома — SOCAR Trading.
В самом же Азербайджане в состав Госкомпании входят предприятия по добыче нефти и газа на море и суше — ПО «Азнефть», предприятия химической промышленности, объединенные в компании «Азерикимья», «Азеригаз», занимающиеся распределением в республике добытого газа, нефте- и газоперерабатывающие предприятия, сервисные компании, учреждения, занимающиеся геофизическими и буровыми работами.
Именно освоение АЧГ с запасами свыше 1 млрд тонн нефти играет ключевую роль в укреплении SOCAR, а значит, и Азербайджана в целом.
© При использовании информации гиперссылка обязательна