Наргин: забытая история «острова смерти» — РЕПОРТАЖ

1183

Остров Беюк-Зиря (ранее — Наргин) является естественным волнорезом, делающим Бакинскую бухту максимально защищенной от суровых каспийских ветров. А еще этот остров — волнорез нашей истории.

Будучи неразрывно связан с Баку, Наргин видел взлет и падение Ширваншахов, бесчинствующих на нем русских беглых казаков, бесславную гибель генерала Цицианова. Согласно легенде, «самодержец всероссийский» Петр I дал ему второе название.

Однако самый кровавый период Наргину пришлось пережить в XX веке. Во время Первой мировой войны остров превратился в один из первых в мире концентрационных лагерей. Потерпевшие поражение и плененные в Сарыкамышском сражении турецкие солдаты и офицеры были направлены на Наргин дожидаться конца войны. Большинство из них дождались здесь лишь своей смерти.

Директор кафедры истории Академии государственного управления при Президенте Азербайджана Фирдовсия Ахмедова считает, что условия содержания военнопленных на острове были ужасными. 

«Не хватало воды и продовольствия, одежды и медикаментов. В условиях бакинской жары это приводило к вспышкам эпидемий опасных заболеваний типа холеры и тифа. По Баку военного времени ходили ужасные слухи о наргинском лагере во многом благодаря некоторым сбежавшим оттуда турецким офицерам. В народе Наргину дали название «Остров смерти» (Ölüm Cəzirəsi), которое закрепилось за ним на долгие годы», — отметила историк.

Для прикрытия ужасных слухов об острове имперская пропаганда даже сняла документальный фильм о лагере военнопленных, где было показано, как турки купаются на пляжах и исполняют национальные танцы. Конечно же, это не соответствовало действительности. В 1917 году остров посещал Нариман Нариманов, писавший, что от тифа и других болезней здесь ежедневно погибают 40-45 человек.

Бакинцы пытались чем-то помочь, как-то улучшить условия содержания военнопленных на острове. Многое для этого сделало Мусульманское благотворительное общество, а также миллионеры Гаджи Зейналабдин Тагиев, Исмаил-бек Сафаралиев, Муртуза Мухтаров и Аждар-бек Ашурбеков.

Вошедшая осенью 1918 года в Баку Кавказская исламская армия освободила заключенных и положила конец мучениям турецких пленных. Однако кровавая история наргинской тюрьмы на этом не закончилась.

«После захвата большевиками власти в Баку в 1920 году целый ряд видных государственных и общественных деятелей Азербайджана были вывезены и расстреляны на Наргине. До Второй мировой войны скрытый от глаз остров так и использовался в качестве расстрельного места», — рассказывает о дальнейшей истории острова Ф.Ахмедова.

На камнях и скалах острова осталось множество напоминаний о тех годах. Заключенные и их надзиратели писали здесь свои имена и названия родных мест. Эти наглядные памятники истории остались даже после того, как остров превратили в базу противовоздушной обороны Баку. Подземелья и казематы были превращены в бетонные укрепления, способные выдержать прямое попадание авиационных бомб. Но время сделало свое «черное» дело и без войны: сейчас на острове можно увидеть лишь развалины когда-то неприступных дотов. 

Сегодня остров Беюк-Зиря находится под присмотром ВМФ Азербайджана. Постоянный пост выполняет важную функцию: контролирует вход в Бакинскую бухту и следит за местным фарватером. Соответственно доступ на Наргин закрыт для всех гражданских лиц. Однако не все это понимают, и военным приходится отгонять забредших на остров любителей рыбалки, а то и просто любителей острых ощущений. 

Жизнь на острове продолжается благодаря военным и смотрителю маяка. К слову, «новому» маяку в прошлом году исполнилось 60 лет. 18-метровая башня прекрасно видна с Бакинского бульвара, как и весь Баку с самого маяка.

Мерцающий с интервалом в три секунды свет наргинского маяка указывает кораблям путь к столице нашей Родины. Но для нас всех это еще и «маяк» истории, смотря на который, можно помянуть безвинно загубленные здесь души.

Пройдет время, и Наргин станет крупным развлекательным центром или курортом — задумки тут разные. Хотелось бы верить, что в ряду больших увеселительных аттракционов найдется место и маленькому музею как напоминанию о не совсем славных страницах нашей истории.