О малоизвестном памятнике погибшим российским морякам в Шувелане — РЕПОРТАЖ

449

Думаю, не открою Америку, если скажу, что уважительное отношение к истории, религии, традициям представителей других стран — очень важная вещь. Это также относится к уважительному отношению к памятникам и могилам, при этом не только к артефактам, установленным на центральных площадях, но и расположенным в отдаленных местах.

Один из таких — воздвигнутый в поселке Шувелан памятник военным морякам парохода «Куба», утонувшим на Каспии близ Абшерона в 1857 году, пишет Caliber.az.

В Шувелане бывали многие жители столицы, ведь здесь находится один из самых лучших пляжей. Но мало кто знает, что всего в нескольких километрах от поселка, на высоком скалистом берегу стоит памятник, посвященный трагедии, произошедшей 164 года назад и повлекшей за собой гибель 22 человек. Проект памятника был выполнен Иваном Васильевичем Эделем, известнейшим бакинским архитектором немецкого происхождения.

История памятника

Поначалу это была обычная могила с памятным камнем на мысе вблизи места крушения. Большинство погибших были погребены в общей братской могиле. В начале 80-х годов 19-го века неприметный камень был засыпан песком ввиду его расположения в совершенно пустынном месте, на несколько километров вокруг тогда никто не жил. В 1887 году капитан второго ранга Орлов начинает сбор средств на восстановление памятника, что и было осуществлено спустя два года. Но к моменту развала Советского союза обелиск уже находился в запущенном состоянии. Лишь в 2005 году, по решению Президента Азербайджана Ильхама Алиева памятник был отреставрирован.

Сегодня, находясь здесь, задумываешься, что послужило причиной трагедии? Тишина, временами прерываемая шумом ветра. Маленькие статные елочки, словно люди, обступили памятник, защищая его от пыли и дождя. Так что же произошло тут 164 года назад?

Недобрые приметы

Интересен тот факт, что пророчащие знамения проявили себя изначально. В 1856 году Каспийская астрономическая и гидрографическая экспедиция приступила к исследованию моря, а руководил ею крупный специалист-гидрограф, капитан второго ранга Николай Алексеевич Ивашинцов.  Но в тот же год от холеры скончался астроном экспедиции. И вот в 1857 году Каспийская астрогидрографическая экспедиция с ценным материалом направляется в Баку.

В тот период начинался нефтяной бум, и естественно, местные и военные власти с нетерпением ждали, чтобы экспедиция передала им ценный материал. При этом важно отметить и тот фактор, что экипаж судна заранее изучил маршрут, по которому предстояло совершить путешествие.

Каковы причины страшной трагедии?

«Начнем с того, что данное судно не имело киля, так как оно использовалось для гидрографических исследований, иными словами, это был большой и обычный пароход», — рассказывает путешественник Рустам Гусейнзаде.

По его словам, кроме того, свою роль здесь сыграла и сама погода — в тот день налетел резкий ветер с востока, причем, когда он задул, судно находилось над опасной грядой, полностью скрытой водами Каспия.

«Называется это печально знаменитое место «Акульи зубы». О них даже в безветренную погоду с силой бьются волны, страшно даже представить, что могло твориться в этом месте в шторм. В тот день все эти три фактора слились воедино, что и привело к дальнейшей трагедии», — рассказывает он.

Переносимся в тот день

И вот, настает тот злополучный день, 14 сентября 1857 года. С утра была дождливая погода, и судно «Куба» взяло курс на Баку.

Близится вечер. В 18 часов начинает дуть порывистый ветер, а вокруг опускается туман. Судно ускоряет ход, стремясь быстрее укрыться от ветра в Абшеронском проливе. В 19:30 сила ветра достигает максимума, а в это время судно уже входит в пролив. Туман еще больше усугубил ситуацию. Естественно, судно теряет устойчивость ввиду отсутствия киля и его с бешеной силой несет к берегу. Оставят ли смертоносные «Акульи зубы» экипажу шанс на счастливый исход?

Пятнадцать минут

«И именно тут начинается пятнадцатиминутная борьба за выживание — пароход на всех парах мчится к проливу, а ветер тащит его к берегу. В 20:00 судно налетает на ту самую опасную гряду, и проламывает борт, из-за отсутствия киля его уносит в ту зону, где волны относительно спокойны. 

Экипаж начинает борьбу за выживание. Тем временем вода, хлынувшая через пробоины в борту, уже подтапливает нижние помещения. Капитан корабля Поскочин и руководитель экспедиции Ивашинцов принимают решение попытаться стать на якорь.

Они стреляют из пушек, надеясь привлечь внимание и помощь. А судно тем временем несет в прибрежную «мясорубку». Чтобы хоть как-то продержаться, они не рубят мачту, ведь она — практически единственный шанс добраться до высокого берега.
В 21:00 якоря обрываются и «Куба» левым бортом налетает на берег», — говорит наш собеседник.

По его словам, Ивашинцов был смыт очередной волной, на берегу его подбирает мичман Ясенский. Лейтенант Поскочин отказывается воспользоваться последней возможностью покинуть корабль и едва успевает передать боцману конец каната со словами «Спасайся сам!». Лейтенанты Кошкуль и Симонов, подпоручик Иванов и 18 моряков погибают под обломками расколовшегося парохода, разбиваются о скалы, захлебываются в бурлящем водовороте. Затонули и журналы с уникальной информацией.

«Помимо истории этот памятник рассказывает о нашей толерантности, ведь в отличие от наших армянских соседей, мы не уничтожаем памятники и надгробия других религий. Я был приятно удивлен тем, что этот памятник так благоустроен, находится под охраной районной администрации. Там прибрано, покрашено. Во многих странах, в том числе христианских, стоит власти отвернуться, как русские памятники или могилы подвергаются надругательству.  А тут, в мусульманской стране, в каком-то отдаленном поселке стоит старинный памятник российским морякам», — подытожил Гусейнзаде.

Помощь местного населения

Как сообщают астраханские газеты, услышав пушечные выстрелы, жители Шувелана под руководством отставного офицера Абдуллы Ахундова покидают в непогоду свои дома и спешат к берегу. Кто-то из них тут же возвращается за подводами для тяжелораненых, остальные пытаются спасти погибающих в воде людей.

Беспощадное море никак не хотело отпускать командира: его тело, запутавшееся в снастях, море с остервенением бьет о скалы в течение целых десяти дней. Только когда шторм стихает, останки офицера удается доставить на берег.

По словам исследователя Фаика Насибова, местные жители сразу откликнулись на эту трагедию. Всего удалось спастись 57 морякам, но большинство из них были в тяжелом состоянии. Жители организовали перевозку тяжелораненых на арбах в село Шувелан, остальным пришлось идти пешком. Разместились все офицеры и другие члены команды корабля в доме отставного офицера Абдуллы Ахундова. Здесь пароходный доктор осмотрел пострадавших и оказал им первую помощь. Хозяин дома с помощью местного населения помог хоть как-то снабдить моряков сухой одеждой. Гостям был предложен ужин, в состав которого, разумеется, входили плов и шашлык. На следующий день всех раненых перевезли в Баку и разместили по больницам.

«Для изучения случившегося, а также причин потопления судна была создана следственная комиссия под командованием главного командира Астраханского порта и Каспийской флотилии контр-адмирала Вульфа. В результате расследования было установлено, что гибель парохода произошла вследствие его удара о подводную, до сих пор неизвестную каменную гряду, а также из-за неожиданной смены направления ветра при шторме и сильном тумане. Здесь следует отметить, что уровень Каспийского моря в то время был выше нынешнего. Те скалы, которые мы видим сейчас с берега и называем «Акульими зубами», были практически скрыты под водой. К тому же акваторию моря и розу ветров вокруг Абшеронского полуострова еще только начинали изучать. Именно после этого крушения для обеспечения безопасного судоходства на Абшероне стали строить маяки», — говорит Ф.Насибов.

А что расскажет нам про первое российское исследовательское судно «Куба», разбившееся на рифах и таинственный сейф с этого корабля, художник, водолаз, журналист, археолог, фотограф, писатель, оружейник, альпинист Александр Воловик?

«Бытует поговорка, что тот, кто не плавал на Каспии, еще не настоящий моряк, ведь это море отличается своеобразным характером. Когда-то вдоль западного побережья Каспия проходил морской Шелковый путь.  Ввиду того, что восточное побережье моря представляет собой пустыню на всем протяжении, что лишает возможности пополнять запасы, поэтому моряки всегда выбирали западное побережье, вдоль которого лежал морской Шелковый путь», — говорит он.

По его словам, плавание в пределах видимости берега называется каботажным.

«В 1856 году правительство Российской империи решило проверить, какие изменения произошли в мореходных путях на Каспии за столько лет и направили сюда это судно.  Дело в том, что, если на Каспии начинает свирепствовать шторм, нужно держаться подальше от скал и рифов. В этом отношении пароходу «Куба» не повезло. Северные шторма особенно опасны, и именно в такой шторм попало судно, выброшенное на рифы. Погибла практически половина экипажа «Кубы».

В поселке Шувелан до сих пор стоит памятник погибшим членам экипажа, двум офицерам и восемнадцати нижним чинам. Красивый ландшафт этого побережья и наличие рыбы привлекали рыбаков и охотников на рыбу. Спустя время в этих водах стали нырять черные археологи в поисках исторических артефактов. Одним из них был Владимир Молчанов, который пытался найти под водой сейф с затонувшего судна, ведь по идее экспедиционное судно должно быть снаряжено соответствующим обеспечением, включая деньги в виде золотых монет. Он нашел очень много разных предметов, не относящихся к «Кубе», он даже нашел какое-то затонувшее купеческое средневековое судно, но сейф ему найти не удалось. Позже Виктор Александрович Кавачидзе организовал несколько подводно-археологических экспедиций. Поскольку я в свое время был инструктором-методистом подводного спорта в морской школе, он обратился ко мне, и мы вместе работали в этом направлении, кроме того, я еще с детства занимался подводной охотой и хорошо знал эти места. Уже позже, ныряя с аквалангом, в 150 метрах от маяка мы нашли фрагменты корпуса этого судна, обшивку, килевую балку, а потом на небольшом островке недалеко от берега мы обнаружили паровой котел судна. Позднее, когда мы уже ныряли на экспедиционном уровне, исследуя каждый участок дна, нами было найдено несколько кремневых ружей с этого судна. Металлические части ружей обросли ракушками, отчасти сохранились деревянные приклады, затыльник приклада же сохранился хорошо. На нем было клеймо лука со стрелой. Восемнадцать ружей мы оставили под водой, ибо все, что мы поднимали на поверхность, моментально рассыпалось и приходило в непригодное состояние», — рассказывает А.Воловик.

Прошли годы, море успокоилось, но это место никогда не забудет тот роковой день. И если вы когда-нибудь посетите поселок Шувелан, не забудьте навестить это место, ибо человеческая душа не имеет национальности.