Кто виноват в сокращении рыбных запасов в Азербайджане?

370

Рыбные запасы в нашей стране существенно истощились. Об этом говорят и экологи, и рыболовы. И речь не только об осетровых, которые уже давно на грани вымирания, сократились и другие популяции рыб. В последние годы в стране предпринимают меры по восстановлению численности рыб, и это целый комплекс мероприятий, в частности борьба с браконьерством, пишет газета «Каспий».

О том, как обстоят дела в данной сфере, «Каспий» побеседовал с председателем Союза рыболовов-любителей Азербайджана Афганом Алиевым.

— На сегодняшний день наш союз насчитывает 30 000 человек. Хочу отметить, что все, что мы делаем в области защиты водных ресурсов, обходится нам в большие суммы, так что приходится нелегко.

Мы уже подготовили документы, чтобы обрести статус федерации. Хочу отметить, что недавно мы получили хороший подарок от международной спортивной морской ассоциации: теперь мы входим в эту организацию.

— Ваш союз активно сотрудничает с Министерством экологии и природных ресурсов. Расскажите о результатах совместной работы.

— Мы сотрудничаем с Минэкологии в вопросах увеличения численности рыбных ресурсов в стране на протяжении последних четырех лет, и даже за столь короткий период нам удалось добиться неплохих результатов. Водотоки, которые впадают в Каспийское море, долгое время после распада СССР незаконно перекрывались частными компаниями.Они устанавливали сооружения, которые мешали рыбе заходить на нерест в водоемы. Раньше данной проблеме не уделялось должного внимания, но сейчас за нее взялись всерьез.

Браконьеры ставят сети, куда в итоге попадала такая рыба. Это большое преступление против экологии,о котором надо писать и говорить, бить тревогу. 98% таких каналов и водоемов можно назвать «роддомами» для рыбы Каспия. С прошлого года мы начали разрушать барьеры, установленные на водоемах, каналах. Недавно представители нашей организации совместно с Минэкологии разрушили такой барьер на Ширван-канале. Мы будем и дальше работать в этом направлении, причем уже в феврале надо успеть завершить подобные мероприятия, чтобы рыба могла зайти на нерест.

— Удалось ли благодаря проделанной работе увеличить популяцию рыб?

— Да, сейчас популяция нескольких видов рыб увеличилась — в частности кутума и воблы. Мы несколько раз в месяц инспектируем разные места, чтобы проверить, где есть рыба, а где ее нет.

Если сравнивать с прошлым годом, то сейчас цены на рыбу упали на 20-25%. В 2021-м в это время на рынке кутум стоил 18-20 манатов, а в этом — порядка 11. Кутум — быстро растущая рыба, которая уже в полгода весит около килограмма. Благодаря разрушению барьеров рыба смогла зайти в водоемы на нерест и вернуться в Каспий. Я не раз в своих выступлениях говорил: если в ближайшие пять лет количество рыбы в азербайджанских водоемах не увеличится на 20-30%, я уеду из страны.

Раньше у нас было Министерство рыбного хозяйства, а сейчас этими вопросами занимаются Минэкологии, водная полиция, пограничники.

Отмечу, что в пресной воде браконьеры ловят рыбу сетями, убивают ее током, ставя большие генераторы. Такую рыбу есть опасно, так как она получает дозу радиации. Например, рыба-усач не разводится искусственно, как карп, сазан, сом. А ту рыбу, которую разводят, в некоторых районах кормят навозом. Я бы советовал отдавать предпочтение морской рыбе, так как она живет в соленой воде, где микробы не размножаются.

Еще хочу сказать, что сейчас в стране много привозной рыбы, в основном из России, Ирана, Турции, Европы. И неизвестно, насколько она качественная.

— Улучшит ли ситуацию с доступом населения к рыбным ресурсам освобождение Карабаха?

— Мы несколько раз ездили на водоемы Карабаха, освобожденные от армянских сепаратистов. Там по-прежнему много рыбы, но поскольку 30 лет наши земли были под оккупацией, вандалы нанесли флоре и фауне данного края серьезный ущерб. Однако есть большой потенциал увеличения популяции форели, и первый шаг в этом направлении уже был предпринят Президентом Азербайджана, который выпустил несколько тысяч мальков в реки.

— Нужно ли увеличить штрафы за браконьерство?

— Штрафы надо повысить, и не только за незаконную ловлю рыбы. Например, за установку вышеупомянутых искусственных барьеров штрафов нет, а ведь они уничтожают нашу природу.

Как известно, комары размножаются в камышах, а личинками комаров питалась рыба, а так как ее в водоемах страны стало меньше на 90%, комаров стало больше в 500 раз. А ведь комары — переносчики опасных заболеваний. Население может потерять не только рыбные ресурсы, но и здоровье, если не начать решать проблему.

Уменьшение рыбы привело и к тому, что к нам стали реже прилетать птицы, так как им нечего было есть. Кстати, международная организация по защите птиц пригласила меня на международную конференцию в Москве.

— Является ли изменение климата, а именно — потепление, одной из причин уменьшения количества рыбы?

— Потепление, наоборот, на пользу улучшению популяризации, так как большинство рыбы на Каспии раньше нерестилось в мае-июне, а сейчас — в конце марта, в апреле.