Через иранские порты Казахстан планирует нарастить экспорт в страны Африки и Среднего Востока

318

Через иранские порты Казахстан планирует нарастить экспорт в страны Африки и Среднего Востока

В последнее время заметным внешнеполитическим фактором, влияющим на транспортные сети Казахстана и в целом Центральной Азии, становится Исламская Республика Иран (ИРИ). В среднесрочной перспективе следует ожидать возрастания региональной роли Ирана и увеличения грузопотоков.

Об этом шла речь в ходе организованного Группой компаний «РусИранЭкспо» совместно с Международным Координационным советом по трансъевразийским коридорам (КСТП) круглом столе под названием «МТК Север – Юг, Восток – Запад. Возможности логистики Казахстана. Железнодорожный и автомобильный транзит. Мультимодальные перевозки, судоходные компании  на Каспии», прошедшего в Актау 21 июня.

Данное мероприятие стало одним из пунктов программы бизнес-миссии «РусИранЭкспо» и КСТП в Казахстан с посещением портов Актау, Курык для ознакомления с портовой, транспортной инфраструктурой Казахстана и уточнения условий транзита.

Сегодня Казахстан рассматривает Иран как торговый хаб, который позволит республике благодаря развитой торгово-логистической инфраструктуре нарастить экспорт в страны Африки и Среднего Востока. По подсчетам экспертов, это около 600 млн долларов.

И в этом заинтересованы и представители казахстанских морских портов Актау и Курык, а также национальный морской перевозчик – компания Казмортрансфлот.

В настоящее время, в свете применения западными государствами санкций в отношении России, вопрос использования транзитного потенциала Ирана, обеспечивающего странам региона выход на рынок арабских государств, Ирака, Индии и Пакистана через Персидский залив, становится более актуальным. В свою очередь Иран заинтересован в поставке товаров в страны Центральной Азии, Россию и Китай через Казахстан.

К примеру, SWAP-операции по нефти с Ираном продолжают быть интересными для Казахстана.  Компания «Казмортрансфлот» планирует возобновить SWAP-операции. Об этом сообщил коммерческий директор АО «НМСК «Казмортрансфлот» Берик Бисалиев в ходе круглого стола «МТК Север – Юг, Восток – Запад. Возможности логистики Казахстана. Железнодорожный и автомобильный транзит. Мультимодальные перевозки, судоходные компании  на Каспии», прошедшего в Актау.

«Наметился процесс снижения санкционного давления на Иран, но мы предпочитаем действовать осторожно, чтобы не подвести компанию под санкции. Суть SWAP-операций в том, что Казахстан отдает на север Ирана (где расположено большинство иранских НПЗ) определенный объем своей нефти, а взамен  Иран поставляет эквивалентный объем нефти в страны Персидского залива от имени этих стран», – пояснил Берик Бисалиев. 

Стоит отметить, что преимущество подобной схемы для Ирана заключается в том, что нет необходимости в строительстве трубопроводов перекачивающих нефть с южных месторождений Ирана на север страны. Эти сделки были выгодны обеим странам.  

В свое время объем SWAP между Казахстаном и Ираном составлял от 3,5 млн тонн нефти в год. Кроме того, Казахстан получал выход на азиатский рынок через терминалы Персидского залива.

К примеру, из Казахстана привезли нефть на север Ирана объемом 1 млн тонн, и такой же объем нефти в 1 млн тонн получали в иранских портах Персидского залива. В итоге Казахстан оказывается на открытом рынке. Соответственно, в Черном море и Персидском заливе можно вывозить и реализовать казахстанскую нефть в любую точку мира. Конечно, иранское направление очень привлекательное, потому что здесь на полпути в Азию находятся большие рынки – Япония, Индия, тот же Китай, Корея.

Не секрет, что сейчас в мире имеет место беспрецедентный ажиотаж вокруг рынка Ирана, который имеет большие перспективы в свете выхода этой страны из экономической и политической изоляции. Крупные мировые компании прилагают большие усилия для участия в экономических проектах ИРИ. Ясно, что и Казахстан не намерен оставаться в стороне от этого процесса.

Трудно переоценить значение сотрудничества между двумя странами в таких жизненно важных сферах, как совместное решение правового статуса Каспийского моря, региональная кооперация, вопросы обеспечения короткого и выгодного пути казахстанским товарам в Мировой океан, а также торгово-экономическое сотрудничество (Иран является одним из основных потребителей казахстанского зерна, металла и других товаров).

В ходе круглого стола главный менеджер отдела транспортной логистики Актауского морского торгового порта Кайрат Калиолла сообщил, что в целях улучшения торговли с Исламской Республикой Иран в январе текущего года частный порт Ирана Астара, который не находится под санкциями, заключил с портом Актау соглашение, в рамках которого была открыта новая контейнерная линия между двумя морскими гаванями.

«Сейчас судоходство осуществляется одним паромом регулярностью в 20 дней. Контейнеры предлагают иранские компании. Пока грузы в виде продуктов питания идут из Ирана, а также импортируются машины и другие виды грузов. А вот с казахстанской стороны нет пока заинтересованности грузоотправителей. Надеемся, что этот маршрут активно  заработает. Наша цель — должен быть еженедельный сервис», –  пояснил Кайрат Калиолла.

Стоит отметить, что ранее между портами  двух стран была создана контейнерная линия Анзали — порт Актау. Но из-за пандемии необходимого объема грузов не было. И соответственно, переправа не работала. В текущем году портовики надеются, что этот маршрут заработает как транзитный.

Кроме того, напомним, что в целях улучшения торговли с Ираном в 2020 году была введена новая паромная линия порт Курык – Амирабад, соединяющая порт Курык с иранскими портами  Амирабад и Энзели.

По данным областного акимата, внешнеторговый оборот Мангистауской области с Исламской Республикой Иран в 2022 году составил 52 млн долларов США.

Кроме морского экономического сотрудничества, развивается и приграничное железнодорожное.

В 2022 году перевозки по международному транспортному коридору Север – Юг за счет железнодорожного маршрута Казахстан – Туркменистан – Иран через станцию «Болашак» (Мангистауская область) выросли почти в 10 раз, до 129,9 тыс. тонн. Также было отправлено 170 двадцатифутовых контейнеров.

В  текущем году Продкорпорация планирует отгрузить 50 тыс. тонн зерна в Иран.

Иран является одним из ключевых партнеров Казахстана в Персидском заливе. За прошлый год товарооборот между странами вырос почти на 20%, составив 528 млн. долларов. Вместе с тем Казахстан готов нарастить экспорт по 75 товарным позициям на сумму порядка 250 млн. долларов. А по мере полноценного раскрытия казахстанского экономического потенциала есть вероятность довести показатель взаимной торговли до 3 млрд. долларов. Для этого у Казахстана имеются серьезные резервы в таких сферах, как энергетика, транспорт и логистика, сельское хозяйство, промышленность особо перспективным видится наращивание поставок в сфере сельского хозяйства, доля которой во взаимной торговле превышает 70%.

Например, имеется возможность для увеличения товарооборота продукции АПК до 1 млрд. долларов. В этой части Казахстан готов обеспечить поставки на иранский рынок муки, кондитерских и макаронных изделий, мясной продукции, растительных масел и др. При этом для РК представляют интерес ранние овощи и фрукты, потребность в которых вырастает в период межсезонья, а также есть спрос на иранские орехи, фисташки, финики и другие продтовары.

Казахстан готов увеличивать объемы и расширять ассортимент экспортируемых продовольственных товаров. Помимо традиционных поставок зерновых и масличных культур, страна заинтересована в экспорте говядины и баранины на рынок Ирана.

Напомним, что в ноябре прошлого года Казахстан и Иран подписали меморандум об увеличении грузопотока товаров до 4 млн тонн в год.

Кроме того, разработана Дорожная карта по устранению «узких» инфраструктурных мест для развития потенциала транспортного маршрута Север – Юг на 2022-2025 годы. Стороны договорились проработать ряд шагов для включения в Дорожную карту. К примеру, рассмотреть возможность создания специального визового режима для водителей грузового транспорта, участников международных перевозок. Дополнительно изучить возможность получения аналогичных визовых послаблений для представителей бизнеса. Оптимизировать процессы таможенного оформления двух стран, включая ввод унифицированного тарифа, единого транспортного документа и единой информационной системы. Изучить вопрос запуска пилотного проекта по перевозке грузов автотранспортом по маршруту Казахстан – Туркменистан – Иран с использованием навигационных пломб, по примеру транспортной артерии Кыргызстан – Казахстан – Россия.

Также в целях повышения эффективности логистических процессов и двусторонней торговли стороны договорились проработать возможность создания совместной экспортно-импортной компании.

Известно, что недавно Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Высшего евразийского экономического совета, подтвердил готовность совместно с Россией и странами ЕврАзЭС развивать новые транспортные маршруты. По  словам президента страны, важным направлением в дальнейшем интеграционном развитии может стать создание новых международных транспортных артерий.

«В качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак (Мангистауская область) – Иран протяжённостью 2873 км. Для этого можно использовать действующую инфраструктуру транспортного коридора Север – Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске. Казахстан для этого реконструирует свои «узкие места» в своей железнодорожной сети Бейнеу — Мангистау и на участке автодороги Бейнеу — Шалкар», – отметил президент Казахстана.

Глава государства указал на необходимость развития транспортного коридора Север — Юг в сопряжении с Транскаспийским маршрутом. В этой связи Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействовав все свои возможности и ресурсы.

К примеру, использовать действующую инфраструктуру коридора Север — Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске.

Также, по мнению главы Казахстана, целесообразно рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана. Это значительно расширит географию экспорта государств-членов ЕАЭС, укрепит логистические возможности.

Сегодня меридиональный коридор Север ‒ Юг как ключевой элемент новой глобальной логистики согласовывается с широтным Транскаспийским международным транспортным маршрутом.

Данные маршруты способны в корне поменять уровень взаимодействия и кооперации внутри огромной Евразии. Именно транспорт и логистика сейчас выдвигаются на первый план международного сотрудничества.

Наталья БУТЫРИНА,

Source:http://casp-geo.ru/